Выксунский металлургический завод

Главная \ Продукция \ Заводы-поставщики трубной продукции \ Выксунский металлургический завод

История завода.

«Железный век» Выксы начался в первых десятилетиях 18-го века. В 1719 г. знаменитый указ Петра Великого разрешил «каждому на Руси искать, чистить и плавить металлы». Именно тогда в окрестностях Выксы появились первые родники-«дудки», где велось кустарное изготовление кричного железа. Но подлинное – промышленное – развитие металлургии в этих краях связано с указом дочери Петра Елизаветы, которая, возможно сама того не подозревая, стала первым русским правителем – экологом. «Для охраны лесов от истребления» императрица Елизавета распорядилась закрыть ряд заводов на расстоянии двухсот верст от Москвы. В составленный Сенатом список попали и предприятия известных «железных заводов промышленников» Андрея и Ивана Баташевых, и братья были вынуждены оправиться на поиски новых мест.

Окрестности Выксы в то время идеально походили для создания нового металлургического производства. Богатые залежи железной руды, близость к важной транспортной магистрали – реке Оке – и соседство со знаменитой Нижегородской ярмаркой стали для Баташевых определяющими факторами. Спустя два года после переселения, в 1757 г., начал выпускать чугун первый на новых землях – Унженский – завод Баташевых, расположенный во Владимирской губернии.

Развитию же производства непосредственно в Выксе препятствовало серьезное обстоятельство: эта территория считалась «землями новокрещенной мордвы», а потому строиться здесь разрешалось только с особого монаршего благоволения. И в августе 1765г. Екатерина II преподнесла братьям царский подарок: спустя несколько дней после дня рождения Ивана Родионовича Баташева и чуть раньше его именин императрица подписала особый указ, разрешающий братьям осваивать берега Выксы и Велетьмы.

Строительство нового, Верхне-Выксунского, завода началось немедленно и годом позже, в 1766 г., он выпустил почти 5 тыс. т чугуна – значительный по тем временам объем.

В связи с развитием в России водопроводных сетей в Выксе был построен первый трубопрокатный цех, который начал выпуск продукции в 1907 году. В 1937 году на ВМЗ начал работу первый в СССР цех по производству сварных труб. В 1971-76 годах два трубных цеха прошли коренную реконструкцию, в ходе которой устаревшие станы печной сварки были заменены на трубоэлектросварочные станы. В 1978 году они были объединены в трубоэлектросварочный цех №2 (ТЭСЦ-2).

ТЭСЦ-2, чей столетний юбилей завод отмечает 26 октября 2007 года, в настоящее время входит в состав комплекса производства труб малого и среднего диаметра (ТЭСК МСД) завода и выпускает водогазопроводные трубы и общего назначения диаметром от 15 до 108 мм, а также профильные трубы квадратного и прямоугольного сечения, предназначенные для строительства.

Сегодняшний день стального гиганта

Эпоха рыночных преобразований не стала для ВМЗ периодом упадка. Заводу удалось сохранить свое уникальное историческое лицо, во многом благодаря вхождению в 1999 году в состав Объединенной Металлургической Компании. Лидер в выпуске труб, главный поставщик железнодорожных колес Министерства путей сообщения России, международных корпораций Samsung и General Electric, ВМЗ продолжает развивать и совершенствовать свое производство.

В новом тысячелетии завод ввел в эксплуатацию уникальное современное оборудование – участок по нанесению наружной антикоррозийной изоляции на трубы. Технология двух- и трехслойного покрытия позволяет увеличить срок службы трубы в два, а то и в два с половиной раза. С лета 2002 года проходят испытания в лабораториях МПС новые, не имеющие аналогов железнодорожные колеса ВМЗ. Завод активно ведет научно-технические разработки по созданию колес следующего поколения по жесткости и износостойкости. Они будут отличаться повышенными характеристиками прочности и допустимой нагрузки на ось – еще никто в мире не делал колес со столь высокими техническими показателями.

В 2004 году, реализуя договоренности с ОАО «Российские железные дороги» (правопреемник МПС России), завод сделал решающие шаги к запуску в серийное производство колес нового поколения. В июле на Выксунском заводе была введена в эксплуатацию установка внепечной обработки стали (ВПО). Установка ВПО позволила начать выпуск металла, предназначенного для производства колес, совершенно нового, более высокого качества. А спустя всего месяц, в августе, на заводе запустили установку дробеметного упрочнения колес. В реализацию этих проектов в течение года было инвестировано более 20 млн. долларов. Благодаря использованию этих двух агрегатов значительно увеличивается прочность колес и срок их службы – в 1,5-2 раза больше по сравнению с обычными.

С 1992 года ВМЗ начал приводить систему сертификации качества своей продукции в соответствие с международными стандартами. Сертификат API Spec Q1 и лицензию Американского нефтяного института, позволяющую использовать на трубах официальную монограмму API, завод получил уже через два года – в 1994 году.

Однако лучшим доказательством качества выксунских труб служат победы предприятия в крупных международных тендерах. Компании – участники транснациональных проектов по освоению природных ресурсов сахалинского шельфа «Сахалин-1» и «Сахалин-2» не только предпочли продукцию ВМЗ трубам других производителей, но и особо отметили ее качество. За четкость в выполнении графика работ компания Exxon Neftegaz Limited – оператор и заказчик проекта «Сахалин-1» – и подрядчик на строительство морских и береговых сооружений ABB Lummus Global наградили предприятие специальным сертификатом.

ВМЗ, обладатель ордена Ленина, государственных статусов «Лидер российской экономики» и «Элита российского бизнеса», международных призов «Золотой Меркурий», «Золотое клише», «Золотая пальмовая ветвь», смотрит в будущее с уверенным спокойствием патриарха российской металлургии. Опыт успешной работы в течение двух с половиной столетий дает ему на это право